Направляющая втулка служит определенным каналом для хода клапана. Ее замена в гаражных условия практически не возможна, поскольку требуются специальные знания, навыки и инструмент, но все-же автомобилисты умудряются это делать. Конечно, рекомендуется проводить замену направляющих втулок ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем на специализированных автосервисах. Этот процесс довольно сложный и займет день, а то и два.
Видео о замене направляющих втулок и о том, как распознать поддельную запчасть:
Видео материал расскажет, как провести замену направляющих втулок, приведены рекомендации и советы.
Содержание
Процесс замены направляющих втулок клапанов
Прежде, чем приступить к замене направляющих втулок, стоит понимать, что существует несколько изделий для 16-клапанного двигателя ВАЗ-2112. Можно заменить полностью ремонтную втулку в сборе, или установить бронзовую гильзу. Оба варианта идеально подходят для этого автомобиля. Рассмотрим оба процесса по отдельности. Обычно, направляющие втулки меняются с клапанами в сборе, но как показывает практика, меняются выпускные, которые прогорают, а впускные шлифуются и ставятся на место.
Демонтаж ГБЦ
Прежде, чем приступить к замене направляющих втулок, необходимо демонтировать головку блока цилиндров. Этот процесс не такой уж и сложный, как кажется на самом деле. Для начала стоит собрать необходимый инструментарий. Что же понадобится:
- Набор ключей.
- Динамометрический ключ.
- Тара для охлаждающей жидкости.
- Ветошь.
- Непосредственно сама новая прокладка.
Итак, рассмотрим, пошаговую инструкцию демонтажа ГБЦ:
- Демонтируем «клемму-минус» с АКБ.
- Для демонтажа ГБЦ необходимо очистить каналы головки от охлаждающей жидкости, поэтому сливаем ее в ранее заготовленную емкость.
- Сбрасываем давление в топливной системе.
- Подобравшись к двигателю снизу необходимо демонтировать приемную трубу.
- Следующим этапом становится демонтаж термостата.
- Поскольку необходимо заменить направляющее втулки, то разбирать головку будем уже когда снимем. А пока демонтируем ее вместе с распределительными валами.
- Снятие происходит вместе с топливной рампой.
- Отключаем датчики распределительных валов и масла в двигателе. Подробнее о схеме датчиков на ВАЗ-2112 здесь.
- Проводим демонтаж ремня ГРМ.
- Теперь, необходимо зафиксировать распределительные валы, а потом снять шкивы, чтобы они не мешали.
- Проводим демонтаж датчика охлаждения.
- Снимаем клапанную крышку. Для этого необходимо выкрутить болты крепления.
- Теперь, можно поднять головку блока цилиндров.
- Удаляем остатки прокладочного материала с поверхности блока и ГБЦ. Подробнее о том, как потом установить новую прокладку мы уже писали.
При сборке ГБЦ обратите внимание на момент затяжки, а также на порядок затяжки болтов. Это важно!
Демонтаж направляющих втулок
Теперь, когда головка блока цилиндров снятая, ее необходимо помыть. Для этого используется специальная ванна с горячим керосином, но как показывает практика, все заканчивается мойкой керосином под давлением. Когда ГБЦ – чистая, ее необходимо разобрать. Рассмотрим, последовательный процесс:
- Демонтируем распределительные валы.
- Снимаем коромысла.
- Откручиваем отводящий патрубок. Для этого стоит воспользоваться ключом на 13.
- При помощи ключа на 21 проводим демонтаж датчика температуры.
- Прижимаем клапана при помощи специального приспособления и проводим рассухаривание.
- Снимаем маслосъемные колпачки.
- Теперь можно демонтировать тарелки, шайбы, внутреннюю и наружную пружину.
- Когда все снято, проводим демонтаж клапанов.
- Теперь, когда ГБЦ свободная, необходимо провести мойку после разборки.
- Снимаем стопорные кольца с верхних кромок.
- При помощи молотка и специальной насадки, очень аккуратно, выбиваем втулку с головки. Стоит быть предельно осторожными, чтобы не повредить посадочные места или поверхность ГБЦ.
Этот способ подходит только тогда, когда будут устанавливаться вместо старых втулок металлические или латунные.
Установка металлических втулок клапана
Прежде, чем приступить к установке новых направляющих втулок, необходимо их подогнать по размеру. Обычно, для установки используют ремонтные изделия с зазором +0,22+0,25 мм. Но, существуют втулки с размерностью +0,5 мм, которые при новых технологиях уже не в ходу, но в продаже их можно найти.
Теперь, втулки необходимо подогнать под клапан и посадочное место. Конечно, для этого понадобится токарный станок. Прежде, чем провести расточку изделий, клапана шлифуются и промеряются, а посадочные места диагностируются на наличие эллипсов и царапин. После проведенных замеров на токарном станке втулки протачиваются, как внутренняя поверхность под клапан, так и наружная – под посадочное место.
Установка втулок проводится методом запрессовки. Она надевается на специальный инструмент и по немного забивается в посадочное место. Конечно, некоторые автомобилисты их устанавливают при помощи молотка и набойник круглой формы с наковальней поверхностью. Когда направляющая втулка села на посадочное место проводится монтаж стопорного кольца и сборка головки.
Когда все собрано, можно установить на место ГБЦ и подключить ее к всей системе.
Установка бронзовых направляющих втулок
Установка направляющих бронзовых втулок отличается от стандартной процедуры. Здесь, не требуется демонтаж направляющих втулок. Итак, рассмотрим, пошаговый процесс установки бронзовых деталей на стандартные изделия:
- При помощи ручной шарошки, направляющие втулки рассверливаются. Как правило, убирается -0,15-0,2 мм с внутренней поверхности.
- Далее, специальным инструментом поверхность полируется. За границей бы использовали установку типа вертикального полировочного аппарата производства Dehoch, но на просторах СНГ это делают дрелью и специальной наждачной насадкой, подобранную по диаметру втулки.
- Теперь, при помощи специального установочного инструмента можно провести монтаж бронзовых направляющих втулок вовнутрь стандартных.
- Когда все закончено, можно установить клапана и притереть их к новым направляющим.
- Теперь, можно провести сборку и установку ГБЦ.
Конечно, не всегда имеется возможность установить бронзовые втулки. Невозможно совершить данный процесс, когда выработка по внутреннему диаметру превысила показатель -0,25 мм. Но, с другой стороны, ресурс этих изделий будет выше.
Причины выхода из строя
Причин выхода со строя направляющих втулок мало, поэтому рассмотрим каждую по отдельности:
- Износ или выработка внутренней поверхности. В процессе эксплуатации наружная часть клапана трется о внутреннюю часть направляющей втулки, при этом хоть и присутствует смазка, но выработка все равно идет. Для мотора 2112 ресурс этих изделий составляет 200 000 км согласно сервисным мануалам завода изготовителя.
- Нередко, замене направляющих втулок способствуют гнутые клапана. Зачастую на внутренней поверхности появляются задиры, но деформация втулки или ее разлом тоже встречаются.
- Недостаточная смазка или малый уровень масла также сказывается на внутренней поверхности втулки, где образуется большая выработка и клапан начинает болтаться.
Выбор направляющих втулок
Существует несколько производителей, кроме АвтоВАЗ, которые производят направляющие втулки на ВАЗ-2112. Обычно в комплекте идут отдельно изделия для впускных и выпускных клапанов, но их классифицируют комплектами. Итак, рассмотрим, какие направляющие втулки можно приобрести на автомобильном рынке запасных частей:
- 2108-1007032/33 – это стандартный набор металлических направляющих втулок производства АвтоВАЗ. Стоимость комплекта составляет 1300 рублей.
- 2108-1007037/38 – это набор бронзовых направляющих втулок клапанов со стопорными кольцами производства ДМЗ или АвтоТех. Стоимость колеблется от 1200 до 2000 рублей.
- K-Line Bronze Bullet (KL1608NX) – бронзовая гильза для ремонта направляющих втулок клапанов. Цена одного такого изделия составляет 75-100 рублей.
Видео о замене и снятии прокладки ГБЦ
Видео по снятию головки блока цилиндров, в котором пишется о процессе, нюансах и рекомендациях.
Выводы
Замена направляющих втулок клапанов на 16-клапанном ВАЗ-2112 дело довольно тяжелое и непростое, поэтому рекомендуется для проведения этой операции обратиться в автосервис. Конечно, особое внимание следует обратить на качество изделий. Как показывает практика, попадаются втулки с деформациями и заводскими браками.
Попалась втулка с деформацией, не знал, как быть, если бы не запасная. Обратился в сервис, так как направляющая отслужила уже порядка 230000 км, что для неё много. Никому не советую задерживать с этим, чтоб не встать посреди дороги
Хрень какая-то! Статья — о ЗАМЕНЕ втулок. При чем здесь рассказ о разборке? А о замене -3 строчки! Молотком выбивать втулки? Да они посажены на заводе с натягом до 0,12 мм (12 соток!). Тупо выколачивать, даже без нагрева — повредить посадочное место однозначно! Лучше для начала рассверлить направляющую изнутри, а уж затем выколачивать… Дальше написано: «Обычно, для установки используют ремонтные изделия с зазором +0,22+0,25 мм.» Каким ЗАЗОРОМ??? Вообще-то втулки монтируются с НАТЯГОМ! Но, конечно, не 0,22+0.25. Получается в итоге — 0,47 мм.? Какая глупость! Надо указывать так: +0,22…+0,25. Я хотел бы увидеть, как автор забивает эти втулки с таким натягом без нагрева ГБЦ и охлаждения втулок! Похоже, он понятия не имеет о натяге и зазоре… Автор, вы хоть сами читали своё «произведение»? Но что сами меняли направляющие — сильно сомневаюсь!!