Автомобили «Лада Гранта» завод ВАЗ выпускает с 5-ю разными моторами. К 8-клапанному семейству относятся три силовых агрегата – 11183, 11186 и 21116. Два последних различаются не сильно: мощность у них одинаковая, и тяговый момент – тоже. До перехода к нормам «Евро-4» различий было больше, например, отличалась мощность. А достоинство первого, что он один из всей линейки 8-ми клапанных двигателей не гнёт клапана.
Ходят слухи, что на 21-й мотор устанавливают импортные поршни, тогда как моторы 11186 оборудуются вазовскими поршнями. Верить этим слухам или нет, решайте сами.
Устройство 8-клапанных двигателей
Двигатель 11186 и его предшественник 11183 не отличаются по расположению узлов, хотя их рабочий объём – разный. А для мотора 21116 (подробно о ресурсе и характеристиках двигателя 21116 тут) здесь приводится отдельный чертёж. Все узлы, относящиеся к системе смазки, на чертежах будут отмечены.
Особенностью конструкции является рабочая температура двигателя, которая в зимний период не поднимается выше 80 градусов. Данную особенность завод-изготовитель (АвтоВаз) не считает за неисправность. Официальное информационное письмо есть в материале: рабочая температура 8-ми клапанного двигателя.
Цифрами на рисунках обозначены детали:
- Маслоналивная горловина и пробка – 7 (рис. 1), 4 (рис. 3);
- Сливная пробка – 17 (рис. 2), 10 (рис. 4);
- Маслофильтр – 14 (рис. 2), 8 (рис. 4);
- Диагностический щуп – 5 (рис. 1), 9 (рис. 3);
Фото 1 и 2 соответствуют мотору 11183 (11186), фото 3 и 4 – это чертёж двигателя 21116.
Так как моторы 11186 и 21116 не отличаются по мощности, владелец может не знать, какой именно из двух двигателей был установлен. Информацию о двигателе печатают на табличке с VIN-кодом. Она, в свою очередь, находится над левой фарой.
Операция по замене
Заменять масло рекомендуется только на прогретом двигателе. И ещё, лучше будет загнать автомобиль на яму. А иначе сливную пробку придётся искать на ощупь. Здесь рассмотрена только процедура замены. Список рекомендуемых материалов приведён в главе 3.
Прежде всего, понадобится отключить минусовую клемму. Здесь нужен гаечный ключ «на 10» (см. рис.). Дальше откручивают наливную пробку, а затем выполняют действия:
- Убеждаются, что наливная горловина была открыта;
- Накидным ключом «на 12» откручивают сливную пробку. Защиту картера снимать не обязательно (рис. 1);
- Пробка откручивается так: делаем два оборота ключом, а затем, подставив свободную ёмкость, выкручиваем пробку руками (рис. 2);
- Надо ждать, пока масло вытечет полностью. Знайте, что температура отработанного материала равна 70-80 Гр. Ц.;
- Если меняют фильтр, сначала ослабляют крепление специальным съёмником (рис. 3). Корпус фильтра будет доступен из подкапотного пространства;
- Новый фильтр нужно готовить: масло наносят на уплотнительное кольцо, а сам фильтр заполняют новым материалом (рис. 4). При этом используется 100-150 граммов масла (1/2 объёма);
- После подготовки фильтр устанавливают, закручивают, затем поджимают съёмником (3/4 оборота);
- Сливную пробку вкручивают на её законное место. Поджать её надо посильнее, но при этом старайтесь не сорвать резьбу;
- Через наливную горловину заливают 3,2 литра масла (для всех двигателей).
Если менялся фильтр, добавьте к указанным цифрам ещё 100 мл. Шаги 2, 3, 5 и 6 иллюстрируются на фото.
На последнем шаге подключают АКБ, чтобы завести двигатель. Нужно добиться погасания контрольной лампы. Затем уровень масла проверяют по щупу и при необходимости производят доливку (100-200 мл).
Щуп уровня масла будет снабжён метками MIN и MAX. Что они означают, понятно всем. Кстати, объём системы смазки равен 3,5 л, но 300-500 граммов «отработки» остаётся в двигателе всегда.
Выбираем съёмник
Каких только универсальных съёмников не придумали, чтобы упростить жизнь автовладельцу. Но любой съёмник всегда относится к одному из типов: цепной, стержневой или съёмник-плоскогубцы. Каждый трёх из типов иллюстрируется на фото.
Всем известно, что универсальными съёмниками пользоваться неудобно. Да и стоят они дорого. Поэтому в ход идёт шлифовальная бумага, перчатки из ткани и т.д. Но часто оказывается, что фильтр закручен намертво.
Внешний диаметр маслофильтра «Гранты» составляет 76 мм. А съёмником для него может служить деталь, выпускаемая фирмой Renault. Эта деталь показана на фото, а называется она «съёмник-чашка».
Номер указанной детали в каталоге Renault будет следующим: 7711381992. Обычно тем, кто не использует съёмники, рекомендуют поступать так:
- Надо пробить корпус фильтра шилом или плоской отвёрткой;
- В полость фильтра отвёртка должна зайти на 40-50 мм. Затем её используют, как рычаг.
Может быть, эти советы достойны внимания. Главное, чтобы не получилось то, что показано на рисунке ниже.
Руководствуйтесь здравым смыслом, и тогда всё получится. Желаем удачи.
Пробивать корпус маслофильтра нужно ближе к его дну. Иначе можно задеть штуцер двигателя. Кстати, из пробитого фильтра будет вытекать «отработка». В общем, метод с отвёрткой используют в крайних случаях.
Выбор комплектующих и расходников
Прежде всего, рассмотрим, как выбирать маслофильтр. Фильтры с номером 21080-1012005-00 долгое время выпускал завод ВАЗ, и они устанавливались на двигатели «Приор». Затем, с появлением семейства «Гранта», фильтры стали поставляться с завода в Ливнах. Эти детали всегда обозначены номером 21080-1012005-08. И в новом авто может быть установлен только фильтр из города Ливны.
Высота корпуса «новых фильтров» равна 74 мм. А у фильтров ВАЗ она равнялась равнялась 75 мм. Различие здесь практически нулевое, но всё, что по высоте будет меньше 70 мм, нам не подойдёт.
Сразу отпадает вариант с фильтром Renault (7700274177). Его высота равна 54 мм. Из действительно подходящих замен можно назвать фильтры MAHLE: OC384 (74 мм) и OC606 (72 мм). Фильтры компании MANN (модель «W914/2») подходят тоже.
Дальше говорится о выборе масел. С завода в 8-клапанные моторы всегда залита обкаточная жидкость, заменяемая после 2500 км пробега. На ТО-1 до ноября 2015 года применялся материал фирмы Shell – речь идёт о полусинтетике Helix HX7 (10W40). Затем перешли на использование масел «Роснефть» с таким же показателем вязкости.
Источник: выбираем масло для 8-ми клапанного двигателя.
Весь список рекомендованных материалов выглядит так:
Название | Изготовитель | Вязкость (SAE) |
---|---|---|
ЛУКОЙЛ ЛЮКС | «Лукойл-Пермнефтеорг-синтез» (Пермь) или «ЛЛК-Интернешнл» | 5W-20 – 5W-50, 10W-30 (40), 0W-40 |
ЛЮКС Hit/Best | «Делфин Индастри» (Пушкино) | 10W-40 |
НОВОЙЛ СУПЕР | «Башнефть» (Уфа) | 5W-30 (40), 10W-30 (40), 15W-30 (40), 20W-40 (50) |
РОСНЕФТЬ MAXIMUM | «Новокуйбышевский завод» или «Ангарскнефтехим» | 10W-40 и 5W-40 |
РОСНЕФТЬ PREMIUM | «Ангарскнефтехим» | 5W-40 |
ТНК MAGNUM SUPER | «ТНК» (Рязань) | 5W-30 (40), 10W-40, 15W-40 (50) |
ТАТНЕФТЬ СИНТЕТИК | «Татнефть-Нижнекамск» | 0W-40, 5W-30 (40) |
ТАТНЕФТЬ УЛЬТРА/ОПТИМА | см. выше | 5W-30 (40), 10W-40 |
ТАТНЕФТЬ ЭКСТРА | «Омский НПЗ» или «Газпромнефть-СМ» | 10W-40, 5W-30, 15W-40 |
G-ENERGY S | «Газпромнефть-СМ» | 15W-40, 10W-40 |
SIBIMOTOR СУПЕР | «Омский НПЗ» или «Газпромнефть-СМ» | 15W-40, 10W-40 |
MOBIL 1, бренд ESP FORMULA | Exxon-Mobil | 5W-30 |
MOBIL SUPER, бренд 3000 X1 | см. выше | 5W-40 |
MOBIL SUPER, бренд 2000 X1 | см. выше | 10W-40 |
MOBIL 1, бренд NEW LIFE | см. выше | 0W-40 |
MOBIL 1, бренд PEAK LIFE | см. выше | 5W-50 |
SHELL, бренд HELIX PLUS | Shell East Europe Co | 10W-40 |
SHELL, бренд HELIX PLUS EXTRA | см. выше | 5W-40 |
SHELL, бренд HELIX ULTRA | см. выше | 5W-40 |
SHELL, бренд HELIX HX7 | см. выше | 10W-40 и 5W-40 |
ZIC A PLUS | SK Corporation | 10W-30 (40), 5W-30 |
GT TURBO SM | Hanval INC | 10W-40 |
ESSO ULTRA | Exxon-Mobil | 10W-40 |
В каталоге ВАЗ можно найти даже номер сливной пробки. Он состоит из цифр 21080-1009156-00.
Наливная пробка обозначается, как 11190-1009146-00. А деталь с обозначением 21080-1009045-00 – это контрольный щуп.
Сервисные интервалы
Замену масла в двигателях 21116 и 11183 (86) проводят через каждые 15000 км пробега. Но первая замена выполняется сразу после обкатки (2500-3500 км). Последнее правило относится только к 8-клапанным моторам. А ещё, согласно рекомендациям АвтоВАЗа, при каждой замене масла требуется менять фильтр.
Согласно правилам, действующим с 2013 года, заезжать на сервис для проведения ТО нужно как минимум раз в год. При этом на авто с нулевым пробегом каких-либо замен не производят.
почему на то-о\при 2500-3000 \ — написано только регулировка клапанов \для 8ми кл\ — ни о какой замене масла речи нет — как-же ваша рекомендация о замене масла после 2000-3000пробега на новой гранте \седан\
Дилетант статью писал. Поэтому.
на 0 ТО 2940 пробег сказали в регламенте замены масла нет, хотите меняйте — хотите катайтесь до 1 ТО 15000, так-то, но слышал, что на 5000 лучше менять
Анатолий, заводское масло, после обкатки, лучше все-таки сменить. Неизвестно что там залито, но подозреваю, что самое что ни есть дешевое.
Если бы были какие то проблемы, кто бы стал давать такие рекомендации 15000 км до т.о.Ездите и не партесь если машина на гарантии .
Какой бред. Читаеш коменты и ощущение, что диалог ведут школьники шестого класса.
И один из них пишет «читаеш» вместо «читаешь»