Согласно регламенту, проводить осмотр деталей тормозного механизма нужно каждые 15 тысяч км. Интервал по замене для автомобиля «Гранта» не регламентирован. Но если на колодках есть повреждения, их нужно заменить. А выполняя замену, сначала проводят подготовку: снижают уровень жидкости DOT, отпускают ручник, а сам автомобиль надо зафиксировать. Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Три подготовительных действия
Стандартные комплектации компонуются: передними дисковыми тормозами, а сзади привычный для отечественного автолюбителя — барабанный механизм.
В бачке с жидкостью DOT нужно проверить уровень. Он должен соответствовать отметке «MIN». Лишнюю жидкость вытягивают из бачка, используя шприц или грушу. Сначала, конечно же, надо выкрутить крышку (см. рис. ниже).
После замены колодок жидкость нужно долить обратно.
Кузов можно зафиксировать, используя домкрат и страховку. Все действия напоминают замену колеса. Домкрат устанавливают перед аркой, а затем, сместив кузов на достаточную высоту, под него подкладывают страховочную деталь. Само колесо нужно снять тоже.
Порядок действий:
- Ослабляют крепёжные винты на диске;
- Проводят действия с домкратом;
- Снимают колесо.
На последнем шаге нужно ослабить ручник. Не забывайте об этом.
Для автомобилей с ABS
Перед тем, как проводить замену, отключают датчик системы ABS. Он установлен за ступицей на внешней стороне щитка.
Все действия выглядят просто: отключают разъём и ключом TORX E-8 выкручивают винт крепления. Затем корпус датчика можно вывести наружу.
Все шаги по замене
При замене колодок требуется снимать четыре пружины: 5, 13 и 7 (2 шт.). Поможет обычная отвёртка – пружину достаточно поддеть за ушко.
Когда пружин нет, обе колодки выдвигаются вперёд. Однако на одной из них закреплена деталь 12 (рычаг). У рычага есть ушко, соединённое с тягой ручника. Эту тягу нельзя будет снять, пока не демонтирована сама колодка.
Нужно избавиться от лишних деталей
Прежде всего, надо снять корпус барабана: накидным ключом «на 7» откручивают два штифта.
Барабан нужно сместить вперёд. Кстати, при необходимости здесь используют киянку. Всю ступицу поворачивают вокруг оси, несильно ударяя по корпусу.
В автомобилях с ABS под барабаном находится ротор (диск с прорезями). Не повредите его!
Установку ротора можно будет выполнить, ориентируясь по отверстиям, в которые были продеты штифты.
На втором шаге демонтируйте все пружины: верхнюю, нижнюю, две боковых. Под верхней пружиной находится планка (см. рис. 2). Её тоже необходимо снять.
Выдвигаем колодки
Четыре пружины и распорка должны отсутствовать. И тогда колодку, установленную спереди, можно снять сразу (рис. 1).
Вторую колодку тоже выдвигают вперёд: трос ручника был отпущен, и никакого натяжения нет!
Самый последний шаг – это демонтаж рычага. Шпонку из проволоки легко будет вытянуть плоскогубцами.
Монтаж узла проводят в обратной последовательности. Но надо учесть некоторые тонкости.
Что нужно знать
Детали крепления рычага, соединяемого с колодкой, всегда нужно смазывать Циатимом. Машинного масла здесь будет недостаточно. Установив колодки на место, закрепляйте их боковыми пружинами (см. рис.).
Чтобы вытянуть пружину вперёд, используйте тягу из проволоки.
Допустим, осталось только одеть барабан. Здесь будет одна тонкость: обе колодки надо поджать с боков и удерживать их плоским ключом или отвёрткой.
Если бы жидкость DOT не была слита, её уровень повысился бы до крышки бачка.
Закрутив штифты на барабане, выполните два действия: нажмите и отпустите педаль тормоза, проверьте регулировку ручника. Она может сбиться. Если педаль тормоза стало бить после регулировки, то обратите внимание на этот материал.
Проверяем стояночный тормоз
Обычная ситуация: колодки были заменены, но изменилась и регулировка ручного тормоза. Значит, остаётся выполнить настройку:
- Сначала отпускаем ручник;
- Затем ключом «на 10» откручиваем четыре гайки (рис. 1). Еще нужно снять подушку, фиксирующую кронштейны;
- Деталь под названием «экран» нужно сдвинуть вперёд (по ходу движения);
- Регулировочный механизм состоит из двух гаек (рис. 2). «Широкую гайку» надо удерживать, чтобы отвернуть контргайку.
Заметим, что для каждой из гаек подходит ключ «на 13». Не забудьте затянуть контргайку на последнем шаге!
Поворот гаек вправо соответствует затягиванию троса, и наоборот. Стандартный полный ход ручника должен составлять 2-4 «щелчка».
Выбор комплектующих
На автомобилях ВАЗ с ABS и без ABS задние колодки отличаются. В первом случае деталь обозначают так: 11180-3502090-10. Ну а во втором речь идёт о колодках 21080-3502090-01. И те, и другие колодки выпускает завод «ВИС Авто».
Интересно здесь то, что разные детали по форме отличаются только прорезью (см. рис.).
Для колодок ВАЗ 21080-3502090-01 можно найти аналог:
- Pilenga BS-T 1002, 1002 N либо 1002 L-N;
- Trialli GF231;
- BOSCH 0 986 487 219;
- BOSCH 0 986 487 813;
- 21080-3502090-04 ВИС Авто.
Для каждого из всех изготовителей здесь указаны все подходящие варианты. Хотя, список можно дополнить новыми брендами.
Ищем аналоги для деталей ВАЗ 11180-3502090-10:
- Allied Nippon ABS 1703;
- Trialli GF239;
- Pillenga BS-P 1005 N;
- Ween 152-2470;
- Finwhale VR317.
Наверное, вопросов здесь не возникнет. Кстати, номер роторного диска в каталоге ВАЗ выглядит так: 11180-3538400-00.
Менять тормозные колодки нужно комплектом по 4 шт. «Старые» колодки можно переставлять по схеме «крест-накрест». Другие варианты исключаются в принципе! Знайте об этом.
Статья несет очень много полезной информации. Отдельное спасибо автору на список деталей-аналогов . А то не везде можно найти родную деталь для автомобиля .
Детальные пошаговые разъяснения снятия-замены тормозных колодок и обилие иллюстраций – вот что подкупает на этом сайте. И еще предупреждения о всяких тонкостях-хитростях, которые могут при этом возникнуть и которые, как все знают, часто доставляют большие проблемы и шибко удлиняют работу.
Очень полезный материал. Перед тем, как начинать ремонт полезно узнать дополнительную информацию.
Поделитесь, кто уже сам менял, как прошла замена? Еще вопрос для знающих, кто какие колодки ставит, какую фирму выбрать? Цены разнятся очень сильно.
По отзывам Грантоводов Ferodo — самые оптимальные. Но часто подделывают. Я купил в би-би самые дешёвые с лейблом «Lada».
При толщине накладки менее 1,5 мм колодки тормозных механизмов обоих колес необходимо заменить. Колодки также необходимо заменить при замасливании накладок, наличии на них глубоких борозд и сколов или в случае отслоения накладок от основания колодок.
Спасибо за инфо! Помогает при обслуживании…
Почему все снимают барабан киянкой? просто надо шпильки ввернуть в соседние отверстия и барабан сам выжмется. Что самое забавное об этой фиче походу даже на АВТОВАЗе не знают…
Умный, да? Резьба в барабанах срывается на раз, когда все прикипело и большой износ. Так что эти шпильки далеко не всегда помогут.
А,Вы по чуть-чуть постукивайте киянкой и поджимайте шпильки.