Подключаем бортовой компьютер на ВАЗ-2110 своими руками

Бортовой компьютер на ВАЗ-2110 мини-размера вместо кнопки

Многие автолюбители сталкивались с проблемой подключения бортового компьютера. Процедура смены может потребовать некоторых знаний и умений, но реально проделать операцию самостоятельно, своими руками.

Видео о подключении бортового компьютера к ВАЗ-2110

Видеоматериал расскажет о выборе и подключении бортового компьютера. А также, расскажет о всех тонкостях и нюансах проведения процедуры.

Наш бортовой компьютер

Бортовой компьютер GAMMA GF 212 на ВАЗ-2110 рядом с штатной системой сигнализации неисправностей

Бортовой компьютер GAMMA GF 212 — отлично себя чувствует.

Схема подключения

Диагностические операции электронного блока управления двигателем ВАЗ-2110

Процесс диагностики ЭБУ при помощи специального сканера.

Электронные блоки управления ВАЗ-2110 являются основным инструментом для управления и автоматизации большинства процессов в автомобиле. Для корректировки ПО, часто прибегают к замене «мозгов» на более «гибки» к перепрошивке ЭБУ.

Прежде всего, необходимо уточнить несколько терминов, которые потребуются в рассмотрении вопросов о смене электронного блока управления:

  • Совместимость проводки. Для замены потребуется, чтобы разъёмы на старом ЭБУ и новом совпадали.
  • Программное обеспечение (ПО) — это заданный алгоритм работы «мозгов», который может меняться, в зависимости от потребностей или желаний автомобилиста.
  • Аппаратная составляющая — непосредственно электронный блок управления, платы или другие компоненты, которые позволяют нормально функционировать системам, связанным с ЭБУ.

Для семейства ВАЗ-2110 было два типа подключения разъёмов. Так, для «мозгов» Январь 5.1.х, Bosch M1.5.4, Bosch MP7.0, и VS 5.1 был 51-пиновый разъём, а вот для Январь 7.2(+), Bosch M7.9.7(+) и M73 — 81-пиновый.

То есть взаимозаменяемость блоков управления вызвана распиновкой блока.

Электронный блок управления для ВАЗ-2110

ЭБУ Январь 7.2.

Отличия

Принципиальные отличия 81-пиновых блоков от блоков предыдущих поколений:

  1. Уменьшены габаритные размеры корпуса и вес.
  2. Новые, более современные разъёмы с улучшенной надёжностью соединений.
  3. Контроллеры имеют встроенные коммутаторы, следовательно, вместо модулей зажигания могут, использованы катушки зажигания, которые увеличивают надёжность ЭСУД в целом.
  4. Нет ни программной, ни аппаратной совместимости, ни с одним из блоков, выпускаемых ранее.

Даже электронные блоки управления одного производителя значительно будут отличаться распиновкой. Поэтому взаимозаменяемость «мозгов» будет зависеть от количества пинов разъёма. Также, стоит понимать, что большую роль будет играть прошивка. При смене ЭБУ автомобилисту придётся перепрошивать блок, для корректной работы всех устройств транспортного средства.

Электронный блок управления для ВАЗ-2110 Январь-5.1.1

ЭБУ Январь 5.1.

Очень важным нюансом остаётся то, что программное обеспечение блока управления должно быть совместимое и соответствовать типу впрыска, а также токсическим нормам заложенными заводом изготовителем.

Назначение контактов ЭБУ Bosch M1.5.4, MP7.0 и Январь-5.1

Распиновка блока упраавления

Распиновка 55-пинового ЭБУ.

Рассмотрим распиновку блоков управления 55-пиновых «мозгов»:

Bosch M1.5.4
(1411020 и 1411020-70)
Январь 5.1.1 (71)

Bosch M1.5.4 (40/60)
Январь-5.1 (41/61)
Январь 5.1.2 (71)

Bosch MP7.0

1

Зажигание 1-4 цилиндра.

Зажигание 1-4 цилиндра.

Зажигание 1-4 цилиндра.

2

.

Массовый провод зажигания.

.

3

Реле топливного насоса

Реле топливного насоса

Реле топливного насоса

4

Шаговый двигатель PXX(A)

Шаговый двигатель PXX(A)

Шаговый двигатель PXX(A)

5

Клапан продувки адсорбера.

Клапан продувки адсорбера.

6

Реле вентилятора системы охлаждения

Реле вентилятора системы охлаждения

Реле вентилятора левого (только на Нивах)

7

Входной сигнал датчика расхода воздуха

Входной сигнал датчика расхода воздуха

Входной сигнал датчика расхода воздуха

8

.

Входной сигнал датчика фазы

Входной сигнал датчика фазы

9

Датчик скорости

Датчик скорости

Датчик скорости

10

.

Общий. Масса датчика кислорода

Масса датчика кислорода

11

Датчик детонации

Датчик детонации

Вход 1 датчика детонации

12

Питание датчиков. +5

Питание датчиков. +5

Питание датчиков. +5

13

L-line

L-line

L-line

14

Масса форсунок

Масса форсунок

Масса форсунок. Силовая «земля»

15

Управление форсунками 1-4

Нагреватель датчика кислорода

Лампа CheckEngine

16

.

Форсунка 2

Форсунка 3

17

.

Клапан рециркуляции

Форсунка 1

18

Питание +12В неотключаемое

Питание +12В неотключаемое

Питание +12В неотключаемое

19

Общий провод. Масса электроники

Общий провод. Масса электроники

Общий провод. Масса электроники

20

Зажигание 2-3 цилиндра

Зажигание 2-3 цилиндра

21

Шаговый двигатель PXX©

Шаговый двигатель PXX©

Зажигание 2-3 цилиндра

22

Лампа CheckEngine

Лампа CheckEngine

Шаговый двигатель PXX(B)

23

.

Форсунка 1

Реле кондиционера

24

Масса шагового двигателя

Масса выходных каскадов шагового двигателя

Силовое заземление

25

Реле кондиционера

Реле кондиционера

.

26

Шаговый двигатель PXX(B)

Шаговый двигатель PXX(B)

Масса датчиков ДПДЗ, ДТОЖ, ДМР

27

Клемма 15 замка зажигания

Клемма 15 замка зажигания

Клемма 15 замка зажигания

28

.

Входной сигнал датчика кислорода

Входной сигнал датчика кислорода

29

Шаговый двигатель PXX(D)

Шаговый двигатель PXX(D)

Входной сигнал датчика кислорода 2

30

Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ

Масса датчиков ДМРВ, ДТОЖ, ДПДЗ, ДД, ДПКВ

Вход 2 датчика детонации

31

.

Резервный выход сильноточный

Входной сигнал датчика неровной дороги

32

.

.

Сигнал расхода топлива

33

Управление форсунками 2-3

Нагреватель датчика кислорода.

.

34

.

Форсунка 4

Форсунка 4

35

.

Форсунка 3

Форсунка 2

36

.

Выход. Клапан управления длиной впускной трубы.

Главное реле

37

Питание. +12В после главного реле

Питание. +12В после главного реле

Питание. +12В после главного реле

38

.

Резервный выход слаботочный

.

39

.

.

Шаговый двигатель РХХ ©

40

.

Резервный вход дискретный высокий

.

41

Запрос включения кондиционера

Запрос включения кондиционера

Нагреватель датчика кислорода 2

42

.

Резервный вход дискретный низкий

.

43

Сигнал на тахометр

Сигнал на тахометр

Сигнал на тахометр

44

СО — потенциометр

Датчик температуры воздуха

.

45

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости

46

Главное реле

Главное реле

Реле вентилятора охлаждения

47

Разрешение программирования

Разрешение программирования

Вход сигнала запроса включения кондиционера

48

Датчик положения коленвала. Низкий уровень

Датчик положения коленвала. Низкий уровень

Датчик положения коленвала. Низкий уровень

49

Датчик положения коленвала.Высокий уровень

Датчик положения коленвала.Высокий уровень

Датчик положения коленвала.Высокий уровень

50

.

Датчик положения клапана рециркуляции

Разрешение программирования

51

.

Запрос на включение гидроусилителя руля

Нагреватель ДК

52

.

Резервный вход дискретный низкий

.

53

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки

54

Сигнал расхода топлива

Сигнал расхода топлива

Шаговый двигатель РХХ (D)

55

K-line

K-line

K-line

Описание контактов ЭБУ М7.9.7 / Январь 7.2

Рассмотрим распиновку блоков управления 81-пиновых «мозгов»:

Соединение

1

21114 — Не используется / 21124 — Катушка зажигания 2 цилиндра.

2

21114 — Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. / 21124 — Катушка зажигания 3 цилиндра.

3

Масса цепи зажигания

4

21114 — Не используется / 21124 — Катушка зажигания 4 цилиндра.

5

21114 — Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. / 21124 — Катушка зажигания 1 цилиндра.

6

Форсунка 2. Активный уровень низкий

7

Форсунка 3. Активный уровень низкий

8

Выход на тахометр.

9

Не используется

10

Сигнал расхода топлива

11

Не используется

12

АКБ, клемма 30 замка зажигания.

13

Питание. Клемма 15 замка зажигания

14

Главное реле

15

Контакт «А» ДПКВ

16

ДПДЗ

17

Масса ДПДЗ / Масса ДПДЗ, ДНД

18

Вход — датчик кислорода

19

Вход — датчик детонации

20

Масса датчика детонации

21

Не используется

22

Не используется

23

Не используется

24

Не используется

25

Только для Bosch — сильноточный выход, резерв

26

Только для Bosch — сильноточный выход, резерв

27

Форсунка 1. Активный уровень низкий

28

Не используется / Выход управления нагревателя ДК2

29

Не используется / Выход управления вентилятора охлаждения двигателя 2

30

Не используется

31

Лампа СЕ, акт. уровень низкий

32

Питание ДПДЗ / Питание ДПДЗ, ДНД

33

Питание ДМРВ

34

Вход ДПКВ, контакт «В»

35

Масса ДТОЖ / Масса ДТОЖ, ДМРВ, 1 ДК (УДК), 2 ДК (ДДК)

36

Масса ДМРВ

37

Вход сигнала с ДМРВ

38

Не используется

39

Вход сигнала с ДТОЖ

40

Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха

41

Не используется

42

Не используется / Вход сигнала ДНД

43

Не используется

44

Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле

45

Выход питания датчика фаз

46

Выход управления клапаном продувки адсорбера

47

Форсунка 4. Активный уровень низкий

48

Выход управления нагревателем датчика кислорода

49

Не используется

50

Выход управления дополнительным реле стартера

51

Масса контроллера

52

Не используется

53

Масса контроллера

54

Не используется

55

Не используется / Вход сигнала ДК2 (ДДК)

56

Не используется

57

Вход кодирования вариантов калибровочных данных. В памяти контроллера может находиться 2 набора калибровочных данных, переключение производится замыканием на массу.

58

Не используется

59

Датчик скорости

60

Не используется

61

Масса выходных каскадов

62

Не используется

63

Вход напряжения бортовой сети на выходе главного реле

64

Выход «D» РХХ

65

Выход «C» РХХ

66

Выход «B» РХХ

67

Выход «A» РХХ

68

Выход управления реле вентилятора охлаждения двигателя, акт. уровень — низкий

69

Выход управления реле кондиционера, акт. уровень — низкий

70

Выход управления реле бензонасоса, акт. уровень — низкий

71

K-Line

72

Не используется

73

Не используется

74

Не используется

75

Вход запроса на включение кондиционера, акт. уровень — высокий

76

Вход запроса усилителя руля, акт. уровень — высокий

77

Не используется

78

Не используется

79

Вход сигнала датчика фаз

80

Масса выходных каскадов

81

Не используется

Выбор «Мозгов»

Автомобили АвтоВАЗ Лада 2110, за всю историю выпуска комплектовались несколькими электронными блоками управления. Так, на транспортных средствах можно встретить следующие ЭБУ:

  • Январь 4 — стоимость такого электронного блока управления составляет 4000 рублей.
  • Bosch M1.5.4 — средняя цена составит 5500 рублей.
  • Январь 5.1 — рыночная цена будет около 6000 рублей.
  • VS 5.1 — стоимость 5000 рублей.
  • Bosch MP7.0 — стоимость блока управления будет в пределах 6000 рублей.
  • Bosch M7.9.7 — немного дороже своего собрата, цена колеблется 6000-6500 рублей.
  • Январь 7.2 и Январь 7.2+ — эти блоки обойдутся владельцу автомобиля в 5000-5500 руб.

Согласно опыту автомобилистов и рекомендации специалистов, лучше всего брать электронные блоки управления с маркировкой Bosch MP7.0, Январь 7.2+ и Январь 5.1.

Если придётся менять остальные блоки, то рекомендуется брать ЭБУ именно с этими маркировками, поскольку они более «гибкие» для изменения программного обеспечения.

Диагностика бортового компьютера

Снятие разъёма с датчика.

Определить неисправность датчиков можно при помощи диагностики ЭБУ.

Для выявления неисправностей в электронных блоках управления ВАЗ-2110 применяют диагностическое оборудование. Обычно используют планшет или ноутбук, на котором стоит специальное программное обеспечение. Также, автомобилисту, если операция выполняется самостоятельно, потребуется специальный кабель OBD II.

Диагностические операции электронного блока управления двигателем ВАЗ-2110

Процесс диагностики ЭБУ при помощи ноутбука.

Диагностика проводится с целью определения ошибок в электронном блоке управления и поиска неисправностей в бортовых системах, в особенности на моторах. После определения ошибки, необходимо расшифровать и найти причину неисправности, для её устранения.

Варианты бортовых компьютеров

Бортовой компьютер ШТАТ Х1М-универсал. для ВАЗ-2110 ВАЗ-2112

Бортовой компьютер ШТАТ Х1М-универсал.

Штатный бортовой компьютер на ВАЗ-2110

Штатный БК.

Бортовой компьютер на ВАЗ-2110 БК-40 отечественный

БК-40.

Бортовой компьютер БК-10 на ВАЗ-2110

БК-10.

Выводы

Определить совместимость электронного блока управления двигателем достаточно просто, для этого стоит посмотреть распиновку разъёмов, а также прочитать технические характеристики. Замену «мозгов» можно провести самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

The following two tabs change content below.
Пётр
Пётр "спец по технической части"
Я просто болен автомобилями. Стараюсь подробно изучить каждый автомобиль, которым владел. Мне нравится ночная езда по улицам города. В своих автомобилях стараюсь осуществлять ремонт своими руками!
Похожие материалы