ВАЗовское сцепление — механизм довольно надёжный и проверенный в течение почти 50 лет на наших дорогах. Фиатовские инженеры приложили массу усилий для доводки конструкции, но они и подумать не могли, что практически тот же механизм будет успешно использоваться спустя почти полвека на переднеприводной машине.
Содержание
Диагностика сцепления на ВАЗ-2110
ВАЗ-2110 получил механизм от восьмёрки и девятки практически без изменений, были подкорректированы только прижимные силы, которые соответствуют крутящему моменту двигателя.
Тем не менее всякому сцеплению есть свой срок. Ресурс узла сильно зависит от стиля вождения и условий эксплуатации. А кроме того, от завода изготовителя комплекта. Кстати, менять сцепление в сборе из-за вышедшего из строя ведомого диска или выжимного подшипника вовсе не обязательно, это дорого.
Но и замена любого элемента механизма, как и всего сцепления целиком, на СТО обойдётся не менее 3-5 тысяч рублей, не считая стоимости материалов. Поэтому есть смысл заняться ремонтом самостоятельно. Это не самая простая операция, но вполне доступная даже для начинающего водителя.
Признаки неисправности
Перед тем, как снимать сцепление на ВАЗ-2110, необходимо выяснить его состояние по признакам:
- Сцепление буксует. Это подразумевает, что при изменении оборотов двигателя, часть крутящего момента теряется при пробуксовке фрикциона ведомого диска — обороты растут, а тяги нет. Вариантов может быть несколько — либо износились фрикционные накладки ведомого диска, либо нарушена регулировка свободного хода педали сцепления. Замена диска нужна в первом случае.
- Сцепление ведёт. При полностью выжатой педали сцепление не выключается. То есть часть крутящего момента ещё передаётся на КПП, ведущий и ведомый диски не размыкаются. В этом случае поможет либо регулировка того же свободного хода педали, либо замена выжимного подшипника, корзины сцепления, если регулировка не дала результатов.
- Сцепление вибрирует. Наблюдаем вибрации в области КПП на определённых оборотах или постоянно. В этом случае сцеплению необходима замена, скорее всего, вышла из строя корзина.
- Сцепление шумит. Повышенный шум при нажатии на педаль, посторонние звуки при переключении передач. Вероятнее всего, вышло из строя либо все сцепление в сборе, либо корзина или выжимной подшипник. Необходима замена комплекта.
При появлении одного из этих симптомов и, убедившись в том, что регулировка не даёт результатов, приступаем к разборке сцепления своими руками, чтобы не тревожить специалистов, время и труд которых обойдётся нам круглую сумму. Сами же мы сможем заменить сцепление в сборе за час, максимум два.
Замена сцепления на ВАЗ-2110 без снятия КПП
Как правило, сцепление десятки, как и других переднеприводных машин ВАЗ, проводят без снятия коробки передач.
Полный демонтаж КПП необходим в тех случаях, когда мы имеем проблемы с включением передач или с редуктором. Демонтируя коробку полностью, работы прибавляется чуть ли не вдвое, приходится сливать масло, снимать полуоси и проводить массу других работ. Поэтому если нас не тревожит КПП, снимать её не станем.
Условия
Менять сцепление удобнее всего на подъёмнике, смотровой яме или на эстакаде. Можно справиться и в полевых условиях, но это, естественно, неудобно и долго.
Для работы нам будет необходим стандартный набор инструментов, домкрат, несколько деревянных проставок и оправка, без которой не удастся установить ведомый диск. Эта оправка повторяет по форме первичный вал КПП и центрирует диск по отношению к маховику.
Точный алгоритм замены
Работу проводим в такой последовательности:
- Отключаем минусовую клемму АКБ, снимаем колодку проводов с датчика массового расхода воздуха.
- Снимаем воздушный фильтр в сборе.
- Откручиваем болт крепления кронштейна модуля зажигания, откручиваем верхний болт крепления стартера.
- Снимаем трос сцепления с вилкой — откручиваем два болта, откручиваем трос спидометра и снимаем колодку с датчика скорости.
- Откручиваем левый болт крепления КПП и только после него — правый.
- Откручиваем гайку стартера.
- Снимаем левое переднее колесо и поддомкрачиваем машину.
- Снимаем защиту двигателя.
- Откручиваем растяжку, два болта шаровой опоры и нижний рычаг. Снимаем все это с автомобиля.
- На коробке передач отсоединяем разъем включения фонарей заднего хода.
- Откручиваем нижнюю гайку крепления КПП возле правого ШРУСа.
- Откручиваем два болта крепления реактивной тяги (треугольная пластина).
- Помечаем расположение механизма привода управления КПП.
- Ослабляем гайку на хомуте и снимаем тягу управления с коробки.
- Подставляем упор под поддон двигателя и откручиваем две гайки крепления задней опоры.
- Аккуратно отсоединяем картер КПП от блока цилиндров. Желательно отвести его на максимальное расстояние и положить на подставку, хотя коробка и так повиснет на приводах.
- Получаем полный доступ к механизму сцепления.
Особенности
Далее действуем по обстановке. Если необходима замена всего сцепления в сборе, откручиваем корзину от маховика и устанавливаем новый комплект. Для правильной установки ведомого диска нам понадобится оправка, о которой мы уже говорили. При установке необходимо наживить болты крепления новой корзины, затем вставить оправку в ведомый диск и попасть в маховик. Таким образом мы соблюдаем соосность первичного вала КПП и маховика.
И только после этого можно затягивать болты крепления корзины сцепления. Сборка проводится в обратном порядке.
Удачной всем работы и надёжного сцепления!
Отличное описание, вообще отличный сайт, часто обращаюсь к вашим материалом, сайт выделяется среди других