Идея собирать автомобили GM прямо в России наделала много шума. В ноябре 2008 года был запущен конвейер под Питером, а через 11 месяцев там начался выпуск хэтчбеков и седанов Круз. В 2015 году производство остановилось – оно перестало быть рентабельным. Одной из причин стал переход к поколению «2». Но до сих пор у официальных дилеров можно купить седан, хэтчбек и даже универсал семейства Круз. Кстати, универсалы выпускались заводом «Автотор». И там, где для России собирали Шевроле Круз, теперь идёт выпуск автомобилей BMW и FAW.
На видео показано, как собирали Первый Круз в Огайо.
Содержание
Где собирают Шевроле Круз в РФ
Представим себе, что сейчас идёт март 2015 года. Завод в микрорайоне Шушары работает так же, как в конце 2009-го, выпуская по 20 легковушек в день. Отличий только два: введены в строй современные очистные сооружения, и все ждут, когда из Америки пришлют новое оборудование для окраски.
Большую часть времени завод работал в одну смену. Здесь осуществлялась окраска и сварка, но не цинкование и не штамповка. Двигатели и коробки поставлялись из США, а рабочие вели отвёрточную сборку.
На российских конвейерах GM автоматизация была минимальной – экономили деньги, чтобы снизить себестоимость. «Роботы» были установлены в основном на линии сварки.
Контроль качества
Отсутствие большого числа роботов компенсировалось серьёзным контролем качества:
- Перед установкой основных узлов проверялась геометрия кузова, а также качество сварки и ЛКП;
- Готовые авто подвергались двум испытаниям: пару минут в специальной камере их поливали водой, а в другом цехе прогревали, охлаждали и прогревали снова;
- Обязательно измеряли динамические параметры – заводили двигатель и т.д.
Если на «шаге 3» мотор заводился сразу, значит, автомобиль был готов к суровым российским реалиям.
Более тщательно, чем автомобили, к работе готовили весь персонал:
- Каждый сотрудник сдавал экзамен на тренажёре, где процесс монтажа имитировался на 100%;
- Много внимания уделялось формированию коллектива. Впрочем, это типично для любого производства в США.
Какой был процент отбраковки, выяснить сложно. Но при минимуме автоматизации и при усиленном контроле этот процент не мог быть нулевым…
Сейчас автозавод в Шушарах находится в состоянии консервации. И кстати, расходы на его содержание не равны нулю. Но концерн GM стремится всё оплачивать вовремя, хотя Шевроле Круз в России не выпускают уже пару лет.
Кузов «универсал» на заводе Автотор
88 из 100 универсалов Круз, собранных на калининградском «Автоторе», проходили все тесты без каких-либо доработок… Для продукции Opel были характерны другие цифры – 82 из 100.
Вообще завод «Автотор» прекратил сотрудничество с GM даже раньше, чем остановилось производство в Санкт-Петербурге. Но уровень качества, скорее всего, в Калининграде был выше:
- Контролировать качество ЛКП надо визуально. На «Автоторе» эту операцию поручали девушкам, так как любой мужчина рано или поздно начнёт пропускать брак;
- Много внимания уделялось, да и сейчас уделяется организации быта, питания, отдыха.
Каждый сотрудник, который проработал на «Автоторе» три года, мог свободно купить любой автомобиль по заводской цене.
Точной статистики нет, но чаще покупали не Opel Astra, а Круз, и это мог быть только универсал. Обе модели построены на платформе J300.