Дальше рассматривается, как выполнить замену впускного или выпускного клапана на двигателе 21120. Мотор устанавливался на авто «десятого» семейства, в том числе на ВАЗ-2112. Наш метод включает в себя снятие ГБЦ. Вообще же на двигателях ВАЗ-2112 замена клапанов не имеет особенностей, характерных для некоторых иномарок. Единственное, что клапаны рекомендуется притирать. Совет относится ко всем двигателям ВАЗ, а пользоваться им или нет, решайте сами.
Метод использования притирочной пасты показан на видео. Смотрим.
Содержание
Механизм клапана в разрезе
Замена клапанов на ВАЗ-2112 включает в себя все действия, проводимые при замене гидрокомпенсаторов. Сняв компенсатор, можно видеть стержень клапана и верхнюю плоскость тарелки. Тарелка 3 удерживается двумя сухарями 2 (см. схему).
Демонтаж включает в себя действия:
- Под клапан снизу подкладывают «мягкий упор» (плетёную верёвку и т.п.);
- Надавливают на тарелку сверху;
- Сухари извлекают пинцетом или намагниченной отвёрткой;
- Осторожно отводят тарелку вверх, не допуская отскока пружины.
Иногда на «шаге 2» приходится ударять по тарелке молотком, и тут надо соблюдать предельную осторожность. А вообще существует спецоборудование, такое, как показано на фото.
Съёмник работает по принципу тисков. Но усилие при завинчивании должно быть небольшим, иначе делают вывод о «прилипании» сухарей к тарелке. И в этом случае берут молоток.
Артикулы
- 21120-1007010 – впускной клапан;
- 21120-1007012 – клапан выпуска;
- 21120-1007028 – сухарь;
- 21120-1007025 – тарелка верхняя;
- 21120-1007300 – гидрокомпенсатор (о их проверке тут).
Подготовка к демонтажу клапанов
Всё же, на моторе ВАЗ-2112 замену клапанов проще выполнить с демонтажём ГБЦ: для запрессовки новых направляющих плиту ГБЦ пришлось бы греть. Лучше оставить направляющие клапанов на месте. Но тогда придётся снимать разное оборудование:
- Под люком бензонасоса находится разъём (фото 1 и 2). Отключите его, чтобы бензонасос перестал качать;
- Заведите двигатель – пусть он заглохнет;
- Снимают воздушный фильтр: ослабляют хомуты 1 и 2 и отключают разъём 3 (фото 3). Затем ключом «на 10» откручивают винт (фото 4).
Все действия иллюстрирует одно фото.
Удалите пластиковый корпус фильтра вместе с подводящим шлангом.
Разборка механизма ГРМ
Наша цель – снять оба распредвала. На двигателе ВАЗ-2112 замену клапанов можно выполнить даже без снятия ГБЦ. Но валы в любом случае будут мешать. Порядок действий:
- От АКБ отключают клемму «минус»;
- Снимают провода со свечей, затем отключают их от катушек;
- Модуль зажигания тоже надо снять (фото 2), а ещё удаляют шланг вентиляции картера (фото 3);
- Кронштейн, фиксирующий проводку форсунок, прикручен к крышке ГБЦ (фото 3). Удалите его! Так же поступают с кронштейном второго жгута (ДПДЗ и РХХ);
- Надо будет снять ресивер (фото 4). А отверстия впускного коллектора закрывают тканью.
Изучите то, о чём сказано в списке.
Саму крышку удерживают 14 болтов. Здесь нужен торцовый ключ. Но сначала снимем пластиковую защиту, открутив шесть болтиков ключом «на 10» (фото 1).
Отключаем и снимаем датчик фаз под правым шкивом ГРМ. Надо отключить и датчик давления – он расположен возле кронштейна, который был снят. Ключом «на 17», не проворачивая шкивы, ослабляют два крепёжных винта. В круглые отверстия устанавливают отвёртку – её используют как упор. Осталось ослабить натяжение ремня, частично выкрутив одну гайку (фото 3).
На финальном шаге, сняв ремень, откручивают винты на шкивах. Каждый шкив снимается с вала. Затем окручивают три винта, расположенные на одном уровне со шкивами (винты на пластике).
Чтобы снять вал, выполняют действия:
- Удаляют крышку ГБЦ;
- Откручивают 20 болтов (фото 1);
- Двумя ключами «на 15» откручивают гайку на верхней штанге (фото 2). Так же поступают с тремя гайками на кронштейне штанги (ключ «на 13»). Кронштейн снимают со шпилек;
- Демонтируют корпус подшипников (фото 4);
- Теперь оба распредвала можно вынуть (фото 5).
Смысл сказанного ясен по фото.
Гидрики, то есть компенсаторы, легко будет вытащить магнитом.
Снимаем ГБЦ на двигателе ВАЗ-21120
Нужно избавиться от топливной рампы: ключами «на 17» раскручиваем патрубки 2 и 3 (фото 1), также удаляем хомут 1.
Винты на планке с бензопроводом откручивают отвёрткой. Затем с патрубков снимают резиновые кольца. Ещё нужно будет удалить трубку с масляным щупом – здесь откручивают один винт «на 10» (фото 2). В финале отворачиваются два болта крепления рампы.
Главное – частично слить охлаждающую жидкость. Затем дольёте! А теперь отворачиваем две гайки на термостате (фото 1), чтобы отодвинуть его в сторону.
Прокладку термостата удаляют тоже. Ещё ключом «на 13» откручивают гайку с проводом «нуль». Можно отключить и разъём датчика ДТОЖ.
Мотор ВАЗ-2112 к замене клапанов готов: ключом «на 10» откручиваем болты на ГБЦ и снимаем плиту вместе с клапанами. Соблюдайте последовательность отворачивания. Аналогично соблюдайте последовательность и момент затяжки при сборе ГБЦ.
Дальше проводятся действия, указанные в «главе 1». Желаем успеха!
Советы по монтажу
Перед установкой валов поршень первого цилиндра должен находиться в «верхней мёртвой точке». Чтобы этого добиться, вращают коленвал, захватив его за винт крепления шкива генератора. Здесь нужен ключ «на 17».
На распредвалах есть шипы, а на шкивах сделаны выемки. Каждый шкив снабжён меткой, которая должна смотреть вверх. Схема, показанная на фото, соответствует верхнему положению поршня 1. Именно так устанавливают валы при монтаже.
Выставлять коленвал можно по метке, которая находится на узле КПП (фото 1). Так делают перед монтажом ремня.
Чтобы правильно выставить натяжение, пользуйтесь базовыми советами. А можно поступить проще: при демонтаже отмечают, под каким углом был закреплён натяжной ролик. Ключ-пластину (фото 2) выставляют под нужным углом и затягивают фиксирующую гайку (усилие 40 Н*м).
Как прикручивать ГБЦ
Резьбовую часть винтов смазывают моторным маслом. Затем, выдерживая усилие 20 Н*м, винты закручивают в нужном порядке (см. фото).
Второй проход – каждый винт поворачивают на угол 90 градусов. На третьем проходе винты доворачивают ещё на 90 градусов.
Химия
Корпус подшипников будет соединён с крышкой ГБЦ. Само соединение должно быть герметичным. На кромку корпуса по периметру наносят герметик: КЛТ-75М, Локтайт-574 и т.п. Прокладка ГБЦ при монтаже не смазывается в принципе – от графита или солидола будет только вред. Кто-то мажет графитовой смазкой стержни клапанов, что тоже не правильно. Нужно использовать моторное масло.
Новый клапан перед установкой очищают от заводской смазки. Это обязательно!
Что мы не делали
При сборке нельзя менять местами валы впускных и выпускных клапанов. На первом из них ближе к краю сделан «двойной отлив». Вообще же на автомобиле ВАЗ-2112 при замене клапанов не нужно снимать даже шкив привода генератора. Всё остаётся на месте – ремень ГРМ менять не нужно.
Теперь мне понятно, что клапана можно заменить самостоятельно, вроде нет ничего сложного.
Если нет инструмента, знаний и конечно же опыта — ничего не получится. лучше к профессионалам.
очень интересно было бы посмотреть , как ты произведёшь замену клапана без снятия ГБЦ ,как ты пишешь?
Тоже интересно