Эффективная работа инжекторного двигателя обеспечивается набором датчиков. Все они подключаются к блоку ЭБУ. Хэтчбеки «Лада» семейства «2112» выпускались только с инжекторными двигателями, и две разновидности этих ДВС являются 16-клапанными. О них речь пойдёт дальше. Все датчики ВАЗ-2112, их расположение и внешность будут показаны на фото.
Датчик избыточного давления масла, не подключаемый к ЭБУ, у нас показан на видео.
Содержание
Разбираемся с датчиком кислорода
Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.
Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.
Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.
Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).
Моторы ВАЗ-21120 (1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:
- Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
- При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).
Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.
Основной набор датчиков 16-ти клапанных двигателей ВАЗ-2112
Блок ЭБУ должен контролировать множество параметров сразу. Самой важной информацией будет положение коленвала. Можно отключить все датчики, кроме ДПКВ, и это не приведёт к прекращению работы двигателя.
Перечислим все элементы по одному:
- 15 – ДТОЖ. Резистор, вкручиваемый в корпус термостата. Определяется температура тосола;
- 17 – ДПРВ, он же ДФ (датчик фаз). Принцип работы – эффект Холла. Контролируется положение распредвала. О его проверке здесь.;
- 20 – ДПДЗ. Резистор, закреплённый на дроссельном узле 19. Измеряется угол отклонения дроссельной заслонки;
- 21 – ДМРВ. Датчик, соединённый с корпусом фильтра. Контролирует расход воздуха, основные признаки его неисправности рассмотрены здесь;
- 22 – РХХ. Не датчик, а регулятор (электромагнит). Используется в режиме холостого хода. О его проверке и даигностике здесь. О замене РХХ здесь.;
- 24 – лямбда-зонд или датчик кислорода (см. выше);
- 25 – датчик скорости. Закреплён в прорези КПП. Принцип работы – эффект Холла;
- 26 – ДПКВ. Электромагнитный датчик. Контролируется положение коленвала;
- 27 – ДД (датчик детонации). Пьезоэлемент, закреплённый на внешней стенке блока цилиндров.
Рассмотрим, как все элементы выглядят вживую. Показаны снимки датчиков ВАЗ-2112 (16-клапанный ДВС).
Всё, что сказано выше, справедливо для двух двигателей сразу – для агрегатов 21124 и 21120 (1,6 и 1,5 л).
Нельзя откручивать датчик ДТОЖ, не сливая охлаждающую жидкость. А отключить датчик – значит отключить разъём, но не демонтировать сам датчик.
Где какой датчик находится — подкапотная схема
Посмотрим на ещё одну картинку.
Важно понять, где находятся следующие элементы:
- ДПКВ;
- Лямбда-зонд;
- Датчик скорости;
- РХХ;
- ДПДЗ;
- ДМРВ;
- ДТОЖ.
Местоположение датчика фаз указано в предыдущей главе.
Никогда не откручивайте датчик скорости. Будет сложно установить его так, чтобы сохранить герметичность.
Артикулы
Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.
Перечислим артикулы остальных датчиков:
- ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
- ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
- ДПДЗ: 2112-1148200;
- РХХ: 2112-1148300-02;
- ДПКВ: 2112-3847010, -01, -03, -04;
- ДТОЖ: 2112-3851010, -01, -02, -05;
- Датчик скорости: 2110-3843010-13, -18;
- ДПРВ: 2112-3706040, -02, -03;
- ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
- Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
- Датчик уровня тосола: 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.
Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.
В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.
Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.
Инет рулит, впрочем, мог сам, в принципе, поменять датчик. Но иметь всегда под рукой подкапотную схему, это суперудобно 😉
Ох как я намучился с этими датчиками работая в автосервисе. Сейчас, когда за плечами большой опыт, всё делаешь на память, а вот когда только познаёшь азы, схемы с расположениями и разъяснениями очень удобны!
если не подключены датчики дпдз и рхх запустится двигатель?
Запустится, но будет работать плохо (очень плохо (как в нфске на драге газуешь =D)). Двигатель не запустится только при отсутствии датчика положения коленвала. Мотор будет крутиться и не пытаться схватываться.
Не заводиться на холодную, подключаешь подогрев только тогда заведётся, дтож поменял не чего не поменялось. Подскажите в чем проблема может быть
Мб менял не тот
Их существует 2 штуки: один отправляет инфу в эбу, а другой на приборку. Вот нужно менять второй, который на приборку
Доброго дня! Езжу много лет на LADA 2111 1,6 ; 16 кл. , куплена новой в 2007 году. Датчики стал постепенно заменять по прошествии многих лет их исправной работы. Расскажу один случай. пару лет назад автомобиль стал при переключении скоростей вверх клевать носом, почти глохнуть .Это происходило на холодную, в начале движения. Разогревшись, неисправность уходила . Стал искать причину, диагностика на сто через разъём не выявила неисправный датчик, топливная система была в норме-проверил давление, форсунки , подсос воздуха через уплотнения впускного коллектора свёл к минимуму -заменив уплотнения , снял и промыл дроссельный узел, грешил на катализатор- удалил его( впоследствии поставил обратно- не поравилась вонь от выхлопа, да и проблему это не решило.) Поменял датчики, сначала холостого хода, позже -ДПДЗ , и вот после замены датчика положения дроссельной заслонки проблема ушла совсем. Датчик заказывал в итернет-магазине. Почему электронная диагностика не выявила неисправность датчика ДПДЗ- думаю , ответ такой: датчик был формально исправен, но контактный слой за годы эксплуатации стёрся. Поэтому , когда педаль газа при переключении отпускалась и поворот дроссельной заслонки происходил- сигнал от поворота заслонки не шёл в ЭБУ, и двигатель почти вставал от отсутствия топлива. Цена решения вопроса оказалась около 400 рублей. Но его поиск стоил немало времени . Желаю всем удачи .
Меня интересует дтвв, датчик температуры всасываемого воздуха он где и как выглядит если нет такого то откуда эбу берёт эти данные