В любом современном автомобильном двигателе поточная диагностика неисправностей и корректировка регулировочных данных проводится с помощью электронных систем. Все инжекторные двигатели ВАЗ, в том числе восьмиклапанный мотор на 2110, оборудованы системой управления двигателем. Каждый из важных показателей контролируется с помощью массы датчиков и датчик детонации — один из них.
Содержание
Датчик детонации ВАЗ 2110 — назначение прибора
Детонация — это довольно неприятное явление, вызванное самопроизвольным неконтролируемым возгоранием топлива в камере сгорания.
Она может возникнуть вследствие многих причин — некачественное или несоответствующее степени сжатия топливо, неправильная работа свечей зажигания.
Но в основном детонация возникает из-за неправильно установленного угла опережения зажигания.
Именно в этом случае датчик детонации поможет установить возникновение нежелательного процесса ещё в самой начальной стадии, передать информацию о начинающейся детонации на электронный блок управления двигателем. ЭБУ в свою очередь, подкорректирует угол опережения зажигания автоматически так, чтобы противостоять начинающейся детонации.
Плюсы рабочего датчика
Рабочий датчик детонации полностью избавит двигатель от перегрева, обеспечит экономию бензина и оптимальную мощность и тягу.
Принцип работы и расположение
Слишком раннее зажигание грозит перегревом двигателя, возникновением детонации, падением мощности и перерасходом топлива. Слишком позднее — тем же, но при этом запустить двигатель, особенно холодный, достаточно сложно.
Пьезоэлектрический датчик детонации преобразует вибрации и шумы в головке блока в электрический импульс и передаёт эти данные на электронный блок управления — чем большее единоразовое давление на датчик (микровзрыв, повышенная вибрация), тем сильнее сигнал с него.
Типы
Различают два типа датчиков детонации:
- резонансного типа;
- широкополосный датчик.
Первый тип датчика настроен на колебания определённой частоты, он более точный и применяется на автомобилях выпуска после 2002–2003 годов. Широкополосный датчик воспринимает весь спектр частот и его показания носят приблизительный характер, а диапазон передаваемого сигнала достаточно широк.
Два типа датчиков невзаимозаменяемые и перед проверкой и установкой нового необходимо точно знать, какой тип датчика установлен на двигателе.
Датчик вкручивается в блок цилиндров с левой стороны под свечами, его замена и диагностика занимают несколько минут.
Признаки неисправности
Перед тем как менять датчик детонации, убедимся в том, что он не работает. Чаще всего поломка датчика заключается в обрыве цепи. Это выражается в первую очередь в перегреве двигателя и потере мощности. Кроме этого, может загораться контрольная лампа Check Engine при увеличении нагрузок на двигатель, мотор может троить и работать нестабильно независимо от оборотов.
Поиск
Поиск неисправности проще всего начинать со считывания кодов ошибок. В зависимости от типа ошибки, будем принимать соответствующие меры:
- код 0325, говорит об отсутствии контакта в цепи датчика, вероятнее всего, окислились разъёмы датчика и в этом случае достаточно прозвонить его цепь и зачистить контакты;
- при той же ошибке возможно, что ремень ГРМ проскочил на один зуб, не мешает проверить правильность установки ремня по меткам;
- 0326, 0327 — низкий сигнал с датчика детонации, для начала проверим контакты и момент затяжки гайки фиксации устройства, затягивать её нужно с усилием 10–23 Нм, только тогда датчик будет работать корректно;
- 0328 — сигнал с датчика превышает норму, в основном эта ошибка говорит о неисправности датчика.
В зависимости от производителя, цена датчика может быть как 1200 рублей (Bosch, артикул 2112–3855010 или 0 261 231 046), так и 200–300 рублей за устройство отечественного производства. Их артикулы 18.3855–01/18.3855, 18.3855–01 и 2112–3855010.
Проверка датчика
Но для начала убедимся в том, что датчик вышел из строя. Для этого нам понадобится обычный мультиметр. Проверку проводим в такой последовательности:
- Снимаем датчик с двигателя.
- Устанавливаем мультиметр в режим измерения напряжения в диапазоне 200 мВ.
- Устанавливаем один щуп на разъем датчика или на корпус (в случае с проверкой резонансного датчика), второй на другой разъем.
- Постукивая по корпусу датчика отвёрткой, контролируем показания мультиметра. Исправный датчик при воздействии на него таким образом будет выдавать сигнал разной величины — чем сильнее удар, тем выше уровень сигнала.
- Проверяем сопротивление пьезоэлемента. Выставляем мультиметр в режим измерения сопротивления и проводим замер. Исправный датчик сразу выдаст около 9–10 мОм. Неисправный пьезоэлемент либо покажет бесконечное сопротивление, либо незначительное, несколько десятых Ома. В последнем случае датчик пробит и требует замены.
Видео о проверке датчика детонации
Замена датчика детонации
Замена датчика займёт несколько минут, но для установки нового устройства нам будет необходим динамометрический ключ. Датчик находится на блоке цилиндров в районе масляного щупа. Для начала выключаем зажигание и снимаем колодку проводов с датчика. После этого откручиваем и вынимаем старый прибор, устанавливаем новый. Затягиваем гайку крепления с моментом от 10 до 23 Нм.
Удачной всем замены и стабильной работы двигателя!